Онлайн-занятия


Мастер-классы


Дебюты


Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  
Внимание, опрос!
Рубрики:

Шахматный форсаж

Я знаю, что многие уфимские тренеры сейчас подумывают о том, чтобы взять на «воспитание» совсем юного шахматиста и пройти с ним все ступени шахматного обучения. С чувством, с тактом, с расстановкой, что называется.

Это, конечно, здорово и правильно — растить ребенка по канонам. Заложить качественные позиционные навыки, навыки шахматного здравого смысла. Наверное, так и получаются в итоге сильные сбалансированные шахматисты, про победы которых мы говорим «победил на классе».

А что же делать, когда шахматист начинает заниматься в более старшем возрасте? Я с такой проблемой столкнулся сразу же. И Родион и Наиль на момент старта занятий (около года назад) представляли из себя типичных начинающих шахматистов, которые, пожалуй, только и знали, как ходят фигуры. В семье, к сожалению, никто не играет, а потому каким-то навыкам особенно взяться и неоткуда было.

Я для себя сразу поставил задачу в максимально короткие сроки получить хоть какие-то результаты. Иными словами нужно было расставить приоритеты и включать, если хотите, шахматный «форсаж». Все-таки ребята уже довольно взрослые, а топтаться в «нижних слоях шахматной атмосферы» очень не хотелось.

На самом деле эта задача выходит за рамки шахматной педагогики и, я бы даже сказал, имеет очень много общего с кризисным управлением, когда за короткие сроки необходимо вывести чахлое предприятие, допустим, на приемлемый уровень.

Я для себя выделил следующие основные дисциплины, которые, на мой взгляд, могли дать быстрый практический результат:

  • усиленный упор на тактику
  • интенсивная практика с включением большого количество партий по 15 и 5 минут
  • дебютные схемы с небольшим набором простых для понимания идей

То есть в жертву были принесены позиционное развитие (которое, по большому счету, давалось только в рамках анализа партий) и креативность/вариативность (мои дети играют довольно кастрированный набор позиций). Отсюда и главный, пожалуй, недостаток обоих — шаблонность мышления, чем страдаю и я тоже, кстати.

Я считаю, что поставленные задачи были достигнуты и определенные практические результаты уже имеют место быть. Все-таки ребята год назад получали детские маты, а сейчас у обоих уже есть заслуженные победы над игроками уровня 1600+, 1800+ и даже 1900+.

Вопрос только в одном: не заложена ли таким «стероидным» развитием бомба в будущее этих шахматистов, когда они выйдут на условный уровень в 1800+?

Как вы считаете? Было бы интересно услышать мнение более опытных тренеров и более сильных игроков.

Пара слов не о шахматах: http://bestchinashops.ru/category/perfume-cosmetic — небольшой список китайских Интернет-магазинов косметики и парфюмерии. Если на французскую косметику денег не хватает, то китайские ароматы ждут вас!

Комментарии (2) на “Шахматный форсаж”

  • Сергей Суханов:

    Пункт 2 приводит к перекосу. 15 и 5 минутные турниры нужны, но без ущемления классического контроля. У нас много турниров по 15 минут, это приводит к перекосу, в классике дети плывут. Плюс 15-минуток, что они держат в игровом тонусе и стимулируют исправлять ошибки, или обкатать упрощенный дебютный вариант и отклонения, а также попробовать активно атаковать, понять, что агрессивный стиль не всегда приводит к победе.

  • Роберт Ямилов:

    Согласен с 3-м пунктом. Если я не ошибаюсь, еще Рети писал о том, что прежде чем пытаться играть стратегически, ребенок должен научиться атаковать. Поэтому Сицилианская защита к примеру, окажется для начинающего спортсмена во стократ полезнее защиты Каро-канн. По остальным 2-м пунктам, я с тобой не согласен.

    А насчет 3000 символов ты загнул. Я конечно не считал, но по своему опыту скажу — здесь раза в 4 меньше.

Оставить комментарий

Комментарии:
Ближайшие события
В планах:
Архивы
57 queries in 0,077 seconds