Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
Внимание, опрос!
Шахматисты Уфы:
Мужчины. Топ-10
1 Хисматуллин
Денис
МГ 2619
2 Ямилов
Роберт
ММ 2440
3 Калегин
Евгений
ММ 2420
4 Абелгузин Динар МФ 2406
5 Дармин Дмитрий МФ 2396
6 Яксин Олег МФ 2390
7 Глиджян Гор
МФ 2342
8 Тухватуллин
Владислав
2297
9 Имашев Ильдар
2275
10 Ботоян Смбат
2250
Женщины. Топ-3
1 Никитина
Елена
ЖМФ 2050
2 Абсалямова Карина 2014
3 Идрисова Роза
ЖМФ 1952
Юноши. Топ-3
1 Абелгузин
Динар
МФ 2406
2 Мухутдинов Тигран 2029
3 Ишкинин Роберт 2027


* только активные шахматисты
Рубрики:

Почем Время для Таланта?

Порассуждаю на весьма непростые, абстрактные понятия нашей жизни. Понятия «Время» и «Талант» актуальны для всех. Каждый человек будет мерить эти понятия своими, неповторимыми мерками. Рано или поздно, каждый разумный определит для себя, какой дорогой он пойдет по жизни (исходя из своих способностей-Таланта)  и сколько Времени ему понадобится, чтобы достичь своих Целей.  Этот длительный процесс я бы назвал постепенным планированием своей жизни.

Пафосно?! Безусловно. На эту тему есть известная мудрость «Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах!».  Конечно, и шахматную-то партию очень сложно на 100% спланировать, предугадать, что уж там говорить о нашей жизни, в которой повороты сюжета, не говоря уж о «конце фильма», как правило, всегда неожиданны.  Тем не менее, если совсем не планировать свою жизнь по ориентирам, среди которых Время и Талант являются далеко не последними, то «кино заканчивается» обычно довольно быстро, бездарно и вовсе «не хэппи-эндом». Вот кстати, образовалась еще одна параллель с шахматной партией!

Так вот, начну с понятия «Талант». Буду рассуждать с точки зрения шахматного тренера, ибо таковым являюсь.  Для начала, одно достаточно интересное наблюдение: за свою уже к сожалению не столь и маленькую шахматную жизнь, я многие десятки раз сталкивался с различными определениями талантливости.  Здесь следует отметить, когда в «кулуарах» один человек говорит другому о талантливости третьего — это  одно, а когда в шахматной (и не только) печати вовсю пропагандируется мысль о невероятной легкости определения несомненного и пожизненного таланта к тому или иному спорту у ребенка — это совсем другое.

Но чем больше я еще в юном возрасте, сталкивался с книжными мнениями этих «авторитетных шахматных педагогов», тем более уверялся в мысли, что все не так просто.  И вот, буквально с месяц назад, я прочитал действительно разумные мысли, в статье одного мудрого, без дураков человека.  Общий смысл таков: в вопросе определения того, насколько далеко пойдет шахматист нет единой формулы.  Конечно, любой нормальный тренер быстро определит насколько быстро его подопечный схватывает материал, насколько шустро тот соображает, насколько ученику интересны шахматы и т.д.  И если по всем параметрам нарисовывается радужная картина, то следует развивать способности ученика на полную катушку, делать его чемпионом здесь и сейчас, так как пресловутая талантливость — преходящий фактор, она может исчезнуть, если например у ребенка появились другие интересы, которые полностью заслонят собой шахматы, тогда внимание  попросту распылится, ребенка уже нельзя будет назвать талантливым шахматистом.  Нередки и обратные примеры позднего всплеска шахматных способностей, когда юный спортсмен с первых дней считавшийся «середнячком» через несколько лет вдруг начинает резко прибавлять и обыгрывать тех же ребят-одногруппников что постоянно «били» его.

В качестве примера этот человек  приводит ситуацию с Анатолием Карповым (12-й чемпион мира), про которого патриарх советских шахмат Михаил Ботвинник после «первичного осмотра» якобы сказал: «в шахматах он ничего не добьется».  Как видите , подобные категоричные высказывания, без разницы, со знаком плюс или минус,  не могут быть абсолютной истиной, просто потому, что возможности прогнозирования любого человека (тренера) ограничены.

От себя добавлю вот что: понятие «Время», на котором я останавлюсь подробнее чуть позже, может оказывать на талантливых ребят, занимающихся у одного тренера совершенно разное значение.  Я это видел, будучи учеником, теперь вижу, будучи тренером.  Пол спортсмена, генетика, воспитание, темперамент все это проявляется по мере взросления шахматиста и откладывает индивидуальный отпечаток на его шахматном развитии. И игнорировать эти факторы  не получится, с ними необходимо считаться.

Резюмирую: понятие «Талант» очень сложное, до формирования взрослой полноценной личности крайне изменчивое. Если у ребенка есть явно выраженные способности к шахматам, то эти способности необходимо реализовывать в выполненные высокие цели, иначе через какое-то время, развитие таланта найдет себе другое (далеко не факт что хорошее…) применение.  То же самое относится и к любому другому виду деятельности, спорту.

Поговорим теперь о Времени.  Позволю себе некоторое отступление:

«Я Время убивать не стану, все равно Оно убъет меня

Стрелкой секундной ковыряя рану, разрывая ее края».

Спел во времена моей юности когда-то гениальный Дельфин.  Точнее не спел, а напел себе под нос, ибо по его собственному признанию никогда не имел ни голоса не слуха.  На мой взгляд, это четверостишие — лучшая ода Времени. И если бы мы все жили под девизом «не убивая Времени» то жизнь была бы гораздо веселее.Но такова уж человеческая природа, что мы все живем, так,как будто впереди вечность…

Пора на грешную Землю.  Здесь на этой планете, по-разному течет  время для тренеров, родителей и их детей,  вот в чем загвоздка.  Для взрослых — быстрее чем для  детей.  И здесь, я бы хотел заострить внимание вот на каком моменте: ценность времени для ребенка неизмеримо выше, чем для взрослого.  И тот юный спортсмен, кто осознает важность использования этого детского времени для достижения успехов, тот будет спортсменом взрослым, даже если рост этого «взрослого» — метр с кепкой.  Процесс подобного одномоментного взросления, некоторые не шибко умные люди называют: «отниманием детства».

Самое главное в шахматах — не стоять на месте.  Для этого следует четко различать грань между «временным спадом» и «полным застоем». И это связано с понятием «Время». Я определил для себя так: если ребенок 4 турнира подряд не выполняет поставленных целей, значит у него кризис, значит  тренер (даже если тренер-я)  ему помочь не может.  А в детском (юношеском) возрасте, время слишком дорого, чтобы его понапрасну терять.  Значит, ребенку нужно найти нового тренера.  Конечно, в этом вопросе у каждого — свои рамки, ибо время бежит у каждого по разному…

Пара слов не о шахматах: если вы посетили столицу нашей родины, то наверное уже успели заметить насколько это большой город. Решением проблемы с передвижением по нему могла бы стать аренда машин в Москве от компании со звучным названием «Напрокат». Ну, не покупать же в самом деле машины из-за пары дней/недель нахождения в столице?!

Комментарии (9) на “Почем Время для Таланта?”

  • Роберт Мухутдинов:

    Тигран начал заниматься шахматами когда ему было шесть лет. По современным меркам поздно. Но благодаря грамотной работе тренеров и юного шахматиста он достиг неплохих результатов. Действительно очень важно определить способности ребенка и вовремя передать ребенка тренеру или воспитывать параллельно с тренером который может вывести шахматиста на более высокий уровень. В этом вопросе нам повезло, что с шахматами нас познакомил Михаил Левонович, который своим отношением к ребенку, своим подходом с умел заинтересовать, заразить в хорошем смысле этого слова шахматами, а Николай Михайлович продолжил в этом же духе. Очень важно не только квалификация тренера и работоспособность юного шахматиста, но и взаимопонимание между тренером и учеником, если хотите теплое и дружеское отношение как с равным но разумеется в допустимых пределах. Время летит неумолимо и основная задача тренера и конечно же родителя донести это до ребенка, но не жестким методом кнута, что может отбить у ребенка всякое желание заниматься шахматами но и пряника (поощрения за хорошо проделанную работу), разговора о плюсах в дальнейшей жизни связанные с успехами на шахматной доске. И только слаженная работа трех составляющих тренера, родителя и шахматиста приведут к желаемому результату.

  • Сергей Суханов:

    Фарид! Спасибо за подсказку о книжке! Скачал,читаю — обязательно посоветую родителям наших юных шахматистов. Есть интересные мысли.
    С уважением.

  • Сергей Суханов:

    Тему подняли интересную! Тоже попробовали обучать и обучаем 10 детишек 4-5 лет. Научить-то мы их научим. Но при обучении возникает несколько проблем: 1) тренер должен «спуститься» до уровня ребенка, и передавать все в игровой форме; 2) возникает проблема классических шахмат — нужно записывать партию, а это огромный труд для детей такого возраста (простой пример: Элина Юсупова на РБ переписывала партию заново на бланке 40 минут, выиграть успела, но стресс гигантский); 3) главная ошибка наших тренеров и их детей: перегруз соревнованиями с постоянными разъездами и стрессом (выжимание результатов, желание реализовать в ребенке суперрезультаты).

  • Дедушка Кости:

    Здравствуйте уважаемые тренеры!Мне кажется,что Костю Окина рано приводить в пример.А научился передвигать фигуры Костя в сентябре 2010года,когда ему было 4 с лишним годика,а 28ноября того же года пришел на первое занятие к Сергею Александровичу Житникову -которому огромное спасибо за то что взял на занятия,так как принимали с 7 лет!?И не только за это…

  • Фарид Каримов:

    Сейчас среди родителей очень популярна книжка автора Масару Ибука «После трех уже поздно».

    Автор этой книги считает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он размышляет об огромном влиянии на новорождённых окружающей среды и предлагает простые и понятные приемы обучения, способствующие раннему развитию ребёнка. По его мнению, то, что взрослые осваивают с большим трудом, дети выучивают играючи. И главное в этом процессе — вовремя ввести новый опыт. Но только тот, кто рядом с ребёнком изо дня в день, может распознать это «вовремя». Книга адресована всем мамам и папам, которые хотят открыть перед своими маленькими детьми новые прекрасные возможности.

    Несколько десятилетий назад теория Масару Ибуки перевернула традиционные представления о раннем развитии детей. Книга стала популярна во всем мире (её называют Book of the Century) и у неё появилось множество последователей. Основная идея заключается в том, что в течение первых трёх лет жизни у ребёнка самый высокий потенциал к обучению. Главное — не опоздать.

    Книга не даёт четких практических инструментов, как заниматься развитием детей, но она отвечает на главный вопрос «Зачем?». Зачем нужно заниматься развитием детей до 3 лет и почему это так важно для их будущего.

    Глен Доман во вступлении к английскому изданию книги охарактеризовал её так: «Эта книга — одна из самых важных книг, когда- либо написанных. Я думаю, её должны прочитать все живущие на Земле родители».
    Книга «После трёх уже поздно» стала очень популярной и в России. Практически все центры раннего развития включают книгу в число рекомендованных к прочтению в первую очередь.

    Вспоминая нашего всеми любимого Костю Окина. Думаю, он начал заниматься шахматами еще до трех лет, я прав?

    • Ямилов Роберт:

      Круто. Думаю это будет полезно в первую очередь родителям-тренерам, вроде Ильдара Байбурина…

      Насчет Окина, сомневаюсь что прямо уж с 2-х лет, точнее конечно могут написать лишь те кто его тогда тренировал. А вот Вэй — И, который недавно на Кубке Мира обыграл в миниматчах Широва, Непомнящего (китайцу тогда было между прочим, 13 лет!) — очень может быть.

      А вообще, уж до 3-х то лет точно воспитанием ребенка должны заниматься родители. Иначе ребенок их тупо перестанет узнавать!(шутка юмора).

  • Robert Jamilov:

    Как всегда, жду комментов, замечаний, троллингов…

    • Денис Малин:

      Со многими вещами согласен! Но последний абзац несколько категоричен, думаю, здесь все индивидуально! И без того, многие родители в неудачах винят только тренера, мысль про четыре турнира еще больше «льет воду на эту мельницу»! Частая смена тренера, как правило, ничего не приносит. Есть примеры, подчеркну, во множественном числе (фамилии, по этическим соображением называть не буду), когда это приводило к тому, что талантливый ребенок бросил шахматы! Есть и обратные примеры (опять же без фамилий), когда невооруженным глазом видно, что ребенок явно «пересидел» у тренера, прогресса уже давно нет, более того, возможен и регресс, но родители не меняют тренера, дабы его не обидеть! Повторюсь,все очень индивидуально!
      А есть такая категория родителей и детей, которые считают, что их дети(или они сами) не добиваются успехов, потому что в Уфе нет хороших тренеров. Но, они, как правило не могут ответить на такой простой вопрос: А выкладываетесь ли Вы на 100 %, выполняете ли Вы все требования своего (пусть и плохого) тренера, что бы всю ответственность сваливать на него?
      Огромное значение имеют отношения, сложившиеся между учеником и тренером, нашли ли они общий язык, имею ввиду не только шахматную составляющую!
      Есть у меня, и так называемое «правило трех», возможно как-нибудь расскажу о нем! 🙂
      А вообще, на эту тему можно рассуждать долго, у каждого свое мнение!

      Очень интересно узнать, что же обо всем этом думают родители!

      • Ямилов Роберт:

        К сожалению, родители не балуют нас своими комментариями, здесь обычно, как в анекдоте: «я не писатель, я читатель».

        На тот безусловный факт, что поднятый вопрос очень сложен и у каждого, по категории «Время» свое мнение, я процитирую последнюю фразу собственной статьи: » у каждого – свои рамки, ибо время бежит у каждого по разному».

        «Правило трех» это наверное интересно — не забрасывай в долгий ящик, делись мудростью с коллективом!

Оставить комментарий

Уважаемые родители
Ближайшие события
В планах:
Комментарии:
Архивы
Информация
Ищете где поиграть в шахматы с живыми игроками?

Это можно сделать онлайн.

Вот несколько хороших вариантов!
Позиция дня

Мухутдинов - Жакамухов

Мухутдинов - Жакамухов

Лоо, 2017

Ход белых.

63 queries in 0,090 seconds