Июнь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Внимание, опрос!
Шахматисты Уфы:
Мужчины. Топ-10
1 Хисматуллин
Денис
МГ 2621
2 Ямилов
Роберт
ММ 2448
3 Калегин
Евгений
ММ 2413
4 Дармин Дмитрий МФ 2382
5 Абелгузин Динар МФ 2358
6 Тухватуллин Владислав МФ 2284
7 Мухутдинов Тигран
МФ 2251
8 Имашев Ильдар 2236
9 Доломатов Николай
МФ 2211
10 Затоковенко Игорь
2205
Женщины. Топ-3
1 Григорьева Юлия ЖМФ 2062
2 Никитина Елена ЖМФ 2037
3 Абсалямова Карина
2014
Юноши. Топ-3
1 Мухутдинов Тигран МФ 2251
2 Асатрян Гор 2012
3 Гуменный Евгений 1983


* только активные шахматисты
Рубрики:

Концепция » Мультиличность»

Много лет назад, учась где-то в 7-м классе, я услышал от своих одноклассников о появлении в стенах спортзала нашей школы секции рукопашного боя. Это была распространенная практика того времени —  повсеместно открывались в школах, подвалах и прочих помещениях разнообразные качалки, секции восточных единоборств, рукопашки и т.д. Что характерно, процентов 90  всех открываемых  в то время платных спортивных секций, имели «бойцовскую» направленность. Это было отнюдь не случайностью, ибо в то время именно на такие секции был бешеный спрос.

Вместе с одноклассниками я и отправился на первое занятие, думая что будет весело и здорово ( дело в том, что я уже «слегка похаживал» на подобные секции когда был уж совсем маленьким, опять-таки, как и подавляющее большинство моих ровесников, и сделал вывод,что боевые искусства — это весело) .  Нас встретил тренер — здоровенный кавказец Саркис. Не помню отчества, ибо он попросил чтобы называли его » Сарко «.  Вместе со мной и одноклассниками, на секцию пришло еще немало ребят с нашей школы.

Первое же занятие изменило мое представление о том, что боевые искусства это «весело». Каждый сустав моего тела понял, что такое тяжелая работа.  Не буду описывать всех упражнений , ограничусь описанием того что  отжиматься на двух передних костяшках кулаков для нас было самым легким видом отжимания. Чаще всего мы отжимались на двух пальцах ( указательный и большой)  и на кистях с переходом на костяшки в момент подъема туловища ( это надо видеть) .

Если Сарко видел, что кто-то пытается филонить, не выкладывается, он редко что-то говорил и уж никак не злился.  Подходил и физически воздействовал ( контролируя силу разумеется) «для ускорения». Обычно этого за глаза хватало для того, чтобы у «сачка» или «шланга» открылось второе дыхание.  Дисциплина была жесткая, притом Сарко никогда не видели в дурном расположении духа, он всегда радовался за ребят, любил свою работу, у него горели глаза этой работой.  Собственно, для него, как для спортсмена ( он был МС России, если мне память не изменяет) это было хобби, а не работа, так как источником заработка ему служила  обувная мастерская неподалеку. А с нас он брал очень смешные деньги,  буквально на спортивный инвентарь.

Перед каждым занятием приходилось прикладывать всю волю, чтобы на это занятие придти, ибо тело изо всех сил этому противилось.  Через 2  недели из  ребят нашего класса, остались только двое, из остальных ребят нашей школы в секции оставались исключительно старшеклассники (большая половина из которых тоже выбыла) Многие ребята вообще не приходили на второе занятие.

Но занятия шли, потихоньку, где-то через 3 месяца начались спарринги для нас, новичков, старшеклассники вовсю уже спарринговали и делали это отнюдь «не по детски». Сарко этому радовался , ребята — старшеклассники которые занимались уже по пол-года втянулись в спорт — за уши не оттащишь.

К сожалению здесь положительное для меня повествование заканчивается.  Через несколько месяцев после того, как состоялось первое занятие по рукопашному бою, я вынужден был пропустить примерно 2 недели тренировок, уехал в другой город.  И здесь, по приезду, я совершил ошибку,  которую считаю одним из главнейших промахов в своей жизни. Я не смог заставить себя пойти на тренировку.  До этого момента всегда находил в себе волю, силу,  дошел до ощущения, что  занятия шли почти что в кайф, и когда заставлять себя было в 100 раз легче чем заставлять идти на самое сложное ВТОРОЕ занятие, а вот после 2-х недель «расслабона» — не смог.  Не прочувствовал всю важность момента, понимал, что делаю ошибку, но не представлял насколько серьезную. Первое настоящее поражение в моей жизни…

Одноклассник, который остался заниматься у Сарко, занимался до тех пор, пока Сарко преподавал, те старшеклассники тоже. Очень изменился одноклассник за короткое время — притом  морально, не меньше чем физически.  Стал спокоен.  По настоящему сильный человек — спокойный человек. Рискну предположить, что занятия у такого человека как Сарко, сродни службе в армии ( сам я не служил, о чем в отличие от брошенной «службы» у Сарко, нисколько не сожалею) , с той существенной разницей, что в армии тебе ПРИХОДИТСЯ » испытывать все тяготы и лишения армейской службы» .  А здесь ты идешь на очередную, пускай относительно небольшую по времени тренировку потому, что это твой выбор, и чтобы  сделать такой выбор нужно применить волю. Применить силу воли каждый день, когда тренировка. Это свободный выбор, делающий человека значительно сильнее. Люди, которые действительно долго занимались у Сарко, и подобных ему тренеров,  никогда не жалели, что сделали такой выбор, что прошли путь самосовершенствования до конца наоборот, они с гордостью считают эти отрезки своих жизней лучшими.

За почти 4 года своего тренерства (по виду спорта далекому от боевых единоборств) я очень часто сталкивался и сталкиваюсь прямо таки с удивительным для меня подходом, с выбором спорта или иного рода деятельности, родителей, для своего ребенка.  Среднестатистический подход в наше время выглядит так: надо преуспеть по многим видам спорта, если позволяют деньги, обязательно преуспеть в учебе, если в каком то спорте трудности — сменить спорт, надо дать нашим детям те возможности, которых мы не могли получить!

Я в юном возрасте ходил на шахматы более или менее всерьез. Еще  я более или менее осмысленно начал ходить к Сарко ( см. выше) . Через несколько месяцев перестал ходить = без дураков, тяжелая жизненная ошибка, которую я хоть и не в полной мере, но осознавал частично, даже тем юным своим мозгом, и чем старше я становлюсь, тем сильнее осознаю степень той ошибки.  Шахматы  для меня — открыли целый мир ( даже буквально, географически ) , кучу знакомств, жизненных умений, связей моя любимая работа а также хобби  связаны с шахматами напрямую. И если бы я продолжил заниматься у Сарко, то и от рукопашного боя я бы получил те плюсы, что мне необходимы, те качества, которых мне не хватает.

Поэтому я не понимаю концепцию «мультиличность» или «мультиспорт» которую поддерживают многие родители.  Каждый раз, когда ребенок меняет вид спорта, перестает  заниматься уже выбранным видом, он терпит крах как личность, привыкает отступать, пасовать  перед трудностями. Нужно ответственно подходить к выбору спорта, чтобы избежать таких ситуаций, здесь не подходит метод проб и ошибок.

Что касается взаимоотношения шахмат как вида спорта и других видов, формула довольно проста. Шахматы + любой вид физ. активного спорта, который походит вашему ребенку+ неизбежная учеба — вот правильное сочетание. Притом, если вы хотите настоящих результатов именно в шахматах, то шахматы в этом уравнении должны быть на ПЕРВОМ месте. И никакие дополнения типа ( а вот мы еще решили «до кучи» шашками позаниматься, это же почти шахматы, да?! )  в этой в формуле недопустимы.

Комментарии (13) на “Концепция » Мультиличность»”

  • лазарев:

    Пацаны борьба шахматы девчонки танцы шахматы примерно так.

  • Роберт Мухутдинов:

    все уже давно сказано народной мудростью…»за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»…очень важно родителям выбрать именно такой спорт, в котором ребенку будет интересно и будут успехи, учитывая физические и умственные данные ребенка…

  • Азамат:

    Роберт, я понимаю Вашу позицию как тренера, но как родитель не согласен с Вашим тезисом — » Каждый раз, когда ребенок меняет вид спорта, перестает заниматься уже выбранным видом, он терпит крах как личность, привыкает отступать, пасовать перед трудностями. Нужно ответственно подходить к выбору спорта, чтобы избежать таких ситуаций, здесь не подходит метод проб и ошибок.» Давайте попробуем понять, а почему ребенок хочет поменять вид спорта? Я сейчас не говорю о ситуации, когда родители целенаправленно отдают ребенка в конкретный вид спорта, инвестируют в него, надеясь в будущем получить дивиденды в виде призовых мест, места в сборной страны и т.д. Я говорю о мотивации самого ребенка: почему он ходит определенное время в определенную секцию, а потом решает ее поменять? Скорее всего, он исходит из «нравится -не нравится», ну или из «скучно- не скучно». И вот тут роль личности тренера выходит на первый план: насколько тренер сможет увлечь ученика, «заставит» влюбиться в свой вид спорта. Ребенок часто не знает что ему хочется, точнее, ему хочется все ! Вот тут родители и тренеры должны помочь будущему чемпиону понять, чем ему лучше заняться. Это, как говорится, ИМХО.

    • Robert Jamilov:

      Лично знаком со многими успешными шахматистами. Есть знакомые и среди неплохих спортсменов других видов спорта. Не припомню, чтобы кто-то из этих людей долго «бегал по секциям» «искал себя» и т.д. по разным родам деятельности. Эти люди — долго работали в одном направлении, практически не меняя «коэффициент штурма». Конечно, существуют и спортсмены-универсалы, которые добились званий, успехов сразу по 3-м и более спорта. Но эти истинные фанаты спорта, настоящие трудоголики — редкое исключение, которое также не вписывается в концепцию «мультиличность». Не вписывается, потому что такие универсалы не бегали в «поисках себя» по секциям и спортам, а все свое свободное время работали одновременно в разных направлениях. Что очень сложно, поэтому универсалы и являются исключением.
      По моим наблюдениям ( которые как всегда довольно категоричны — есть такой минус) дети которые не имеют приоритетного вида спорта ( то есть того вида, в котором ребенок занимается всегда, вне зависимости от иных занятий) не добьются хоть сколько нибудь значимых и стабильных успехов ни в одном виде спорта. Sad but true. Опять таки, возможно есть исключения, но я таковых не встречал ни разу.
      Также не встречались мне на всем жизненном (не тренерском!) пути, успешные спортсмены сменившие на своем пути много секций. Посмотрите к примеру на сильнейших шахматистов Башкирии, Уфы включая юниоров. Вы не найдете там обилия перебежчиков — многостаночников. Более того, вероятно их там вообще нет. И никогда не было.
      Насчет личности тренера — вы абсолютно правы. Естественно, личные качества тренера имеют немалое значение для увлечения ребенка спортом. Поэтому, выбор тренера, как и выбор спорта — очень ответственный шаг, нужно определить как можно более точно, требуется ли вам тренер именно с такими качествами и требованиями, какие у него есть, отвечает ли он вашим требованиям? Сможет ли ваш ребенок соответствовать требованиям этого тренера? Увлечение ребенка спортом во многом зависит от ответов на данные вопросы. Если есть отрицательные, никакого увлечения не произойдет, не будет общих целей, не будет общих требований друг к другу, не будет и общего результата.

      Но это все пожалуй, отдельная сложная тема. Концепция «Мультиличность» относилась к проблеме смены видов спорта, а не к проблеме смены тренеров.

      • Азамат:

        Роберт, так в чем, а точнее, к кому Ваши претензии? К детям, которые хотят все попробовать? К родителям, которые потакают капризам детей? К обществу, которое культивирует всеобщее потребление «бери сейчас-плати потом»?
        Скажу честно, я не смог заинтересовать своих детей шахматами, потому что в век компьютерных игрушек, современным гиперактивным школьникам за доской просто скучно.Возможно, я не смог подобрать соответствующую мотивацию, я не снимаю с себя ответственности…Но и в обществе нет той мотивации, которая была во времена моего знакомства с шахматами: матчи Карпов-Корчной, затем Карпов-Каспаров. Тогда это было «политикой партии», а сейчас?

        • Robert Jamilov:

          Не пишу в своем блоге претензий. Было бы очень странно и нерационально заниматься подобной ерундой.

          Делюсь мыслями, с помощью письма выражаю свое мировоззрение, отношение к тренерским и организаторским проблемам, выражаю собственные тренерские цели, чтобы родители, которые задумываются к какому тренеру, пойти достаточно четко представили себе, кто я такой и стоит ли ко мне обращаться. Собственно, для этого здесь на сайте, преимущественно, и используются блоги.

        • Сергей Суханов:

          Интересная дискуссия!
          Азамат, в ваших вопросах заложены ответы.
          Чем младше ребенок, тем больше зависит от родителей для мотивации ребенка в обучении не только шахмат, но и любого вида спорта или увлечения. Именно на этом этапе наиболее важно влияние родителей.
          Да, есть проблема, «когда хвост виляет собакой», т.е. ребенок «командует» родителями в силу разных причин.
          При обучении детей 2007-2009 г.р. столкнулись с ситуацией, когда дети хотят заниматься шахматами, а родители не очень — чаще всего такие дети уходят из шахмат из-за отсутствия поддержки со стороны близких.
          И даже умение заинтересовать и навыки работы с детьми у тренера почти не дают эффекта.
          Чем старше ребенок, и у него есть желание играть в шахматы — фактор родителей, их отрицательное воздействие меньше.
          А так, согласен с тем, что говорил Старцев В.Н.: желание ребенка, желание родителей, желание и умение тренера, финансовые возможности — 4 фактора, дающие максимальный результат в любом виде спорта.

  • Житников Сергей:

    Блестяще,Роберт!Но все не так просто,по моему мнению.

    • Robert Jamilov:

      Сергею Житникову: поделись мнением. Думаю, многих заинтересует мнение тренера чемпиона России!

  • SomeoneBlack:

    современный шахматист топ уровня — это компьютер, который считает логически. Довесок в виде тягучего аналитического ума (перфекционизм, стремление раскладывать все по полочкам)снижает спортивные результаты.

  • SomeoneBlack:

    Дети должны заниматься спортом (физическим), индивидуально подбирая нагрузки конечно, в зависимости от состояния здоровья. Освобождение от физры — нехорошо.
    Что касается шахмат, то для того, чтобы играть более менее неплохо, нужно обладать врожденными свойствами психики — это логический ум + образный интеллект, и самое главное, абстрактный интеллект. Это есть далеко не у каждого.

    • Robert Jamilov:

      SomeoneBlack: пожалуйста, пишите под своими реальными именем и фамилией (см. модерация комментариев).

  • Robert Jamilov:

    Кому есть что добавить, либо возразить, пишите.

Оставить комментарий

Ближайшие события
В планах:
Комментарии:
Архивы
Информация
Ищете где поиграть в шахматы с живыми игроками?

Это можно сделать онлайн.

Вот несколько хороших вариантов!
60 queries in 0,292 seconds